RU : В статье обосновываются теоретические аспекты инновационного педагогического опыта.
Раскрывается его сущность в широком и узком смыслах: как весь эффективный педагогический
опыт, накопленный в сфере обучения и воспитания, и как практика, результат проблемно-
оринтированной деятельности педагога. Выделены структурные компоненты, признаки и
функциональные особенности инновационного педагогического опыта. К функциям отнесены:
описательно-объяснительная, опережение научного знания, проверки педагогических концепций,
прогностико-управленческая, коммуникативно-трансляционная, эвристико-познавательная,
накопительная и стабилизирующая. Акцентировано внимание на структуре этого опыта как
системы, в которую входят: педагог-инноватор, как создатель этого опыта; продукт его научно-
организованной деятельности – инновационный опыт; система средств, благодаря которой
осуществляется инновационно-методическая деятельность инноватора. Охарактеризованны
критерии инновационно-педагогического опыта, выделены его основные этапы: обобщающий,
адаптивный и воспроизводящий.
EN : Theoretical aspects of innovative pedagogical experience are substantiated in the article. Its essence is revealed in
a wide and narrow sense: as the whole effective pedagogical experience accumulated in the sphere of education and
upbringing and as practice, the result of the problem-orientated activity of the teacher. Structural components, features
and functional features of innovative pedagogical experience are singled out. By functions include: descriptiveexplanatory,
advancement of scientific knowledge, verification of pedagogical concepts, prognostic-administrative,
communicative-translational, heuristic-cognitive, accumulative and stabilizing. Attention is focused on the structure of
this experience as a system, which includes: an innovator teacher as the creator of this experience; the product of his
scientifically-organized activity is an innovative experience; the system of means, thanks to which innovativemethodical
activity of the innovator are carried out. The criteria for innovative pedagogical experience are
characterized; its main stages are singled out: generalizing, adaptive and reproducing
UA : У статті обґрунтовуються теоретичні аспекти інноваційного педагогічного досвіду. Розкривається
його сутність у широкому та вузькому сенсах: як весь ефективний педагогічний досвід, накопичений у сфері
навчання й виховання, та як практика, результат проблемно-орієнтованої діяльності педагога. Виділено
структурні компоненти, ознаки та функціональні особливості інноваційного педагогічного досвіду. До функцій
віднесено: описово-пояснювальна, випередження наукового знання, перевірки педагогічних концепцій,
прогностико-управлінська, комунікативно-трансляційна, евристико-пізнавальна, накопичувальна та
стабілізуюча. Акцентовано увагу на структурі цього досвіду як системи, в яку входять: педагог-іноватор, як
творець цього досвіду; продукт його науково-організаційної діяльності – інноваційний досвід; система
засобів, завдяки якій здійснюється іноваційно-методична діяльність іноватора. Охарактеризовано критерії
іноваційно-педагогічного досвіду, виділено його основні етапи: узагальнюючий, адаптивний і відтворюючий.